Замок в Курнике – старинная резиденция исторических родов Гурки и Дзялынских, расположенная в городе Курник, в великопольском воеводстве. В настоящее время штаб-квартира музея и курницкой библиотеки Польской Академии Наук (PAN). Происхождение замка датируется средневековьем, в своем нынешнем виде он существует с середины XIX века. 11 июля 2011 года объект был признан Памятником истории Польши.

k__rnik_castle01js

От средневековья к Белой Даме

По данным некоторых исследований начальная оборонительная постройка была возведена в XIV веке по инициативе Вышоты, брата познаньского епископа Николая из Курника. Этот тезис, однако, не находит подтверждения в источниках, а первый документ, касающийся строительства замка (контракт с плотником Миколаем) датируется 1426 годом. Строительство замка было завершено около 1430 года.  Замок находился на болотистом острове, был окружен рвом, въезд в замок осуществлялся через подъемный мост и подъемную кованую решетку. До сегодняшнего дня от этого периода сохранились старые стены и подвалы объекта. До 1592 года Курницкий замок был презентабельной резиденцией рода Гурки, одного из знатнейших магнатских Велькопольских родов  эпохи возрождения и реформации. В 1574 году здесь гостил Генрих III, транзитом через Курник по пути на коронацию в Краков.

После смерти Станислава Гурки в 1592 году, который не оставил наследников, замок перешел во владение Чарнковских, а в 1610 году был продан Анджеем Чарнковским Зигмунту Грудзинскому. С 1676 года замок был собственностью рода Дзялынских.

Первым выдающимся представителем рода Дзялынских была Феофила с Дзялынских Шолдрская-Потулицкая (1714-1790). После смерти первого мужа Стефана Шолдрского и развода со вторым мужем Александром Потулицким Феофила с середины XVIII в. посвятила свою жизнь реконструкции резиденции и культурному и экономическому развитию Курника. Рядом с замком она устроила сад во французском стиле (в настоящее время, после реконструкции в XIX в., дендрарий), создала питомник деревьев и зверинец с экзотическими растениями и животными, заботилась о развитии города, пригласив немецких мастеров-колонистов. Сам замок был основательно перестроен в стиле барокко.

9e64b073f7f4fc91cbc22a16b58c2fcd

Портрет Феофилы в белом платье, авторства французского художника Антуана Пэна, сохранившийся в замке до наших дней, дал начало легенде о Белой Даме – одному из самых известных духов в польских замках.

640px-zamek_w_k__rniku_w_czasach_bia__ej_damyзамок во времена Белой Дамы

Реконструкция замка Титом Дзялынским

После смерти Феофилы Потулицкой Курницкий замок короткое время был во владении Шолдрских, однако был возвращен Дзялынским на основании приговора суда в 1801 году. Резиденцию занял сначала Ксаверий Дзялынский, а с 1826 года его сын Тит Дзялынский.

Из-за участия в ноябрьском восстании Тит был наказан прусскими властями конфискацией имущества. Только в 1839 году он смог вернуться в Курник из Галичины после выигрыша процесса о возврате имущества.

Тит Дзялынский планировал полную перестройку замка еще до ноябрьского восстания. Он заказывал связанные с этим проекты у архитекторов Антонио Корацци, Генрика Маркони и Карла-Фридриха Шинкеля. После возвращения в Курник Дзялынский перестроил замок в стиле английской неоготики, сохранившемся и сегодня. Во время перестройки он многое почерпнул из проекта Шинкеля, творчески модифицируя его в сотрудничестве с архитектором Марианом Цыбульским.

По планам Тита Дзялынского, одного из ведущих деятелей течения органической работы в Польше, замок должен был стать не только его резиденцией, но и служить народу как библиотека и музей. Тит начал сбор старинных книг и рукописей (в частности, Шопена, Мицкевича, Бонапарта), которые и сегодня хранятся в библиотеке Курника. Сад Феофилы Потулицкой во французском стиле превратился в парк в романтическом стиле – в настоящее время дендрарий.

tytus_dzia__y__skiАдам-Тит Дзялынский

Курник после смерти Тита Дзялынского

После внезапной смерти Тита Курник оказался во владении его сына Яна. Ян продолжил работу в замке, однако больше интересовался строительством резиденции своей жены Изабеллы из Чарторыйских в Голухове. После беспотомственной смерти Иоанна в 1880 году замок унаследовал его племянник, Владислав Замойский, который, будучи французским подданным, в 1885 году был вынужден покинуть Курник, и поселился в Галиции (в Кузницах недалеко от Закопане), где отличился в борьбе за польскость озера Морское Око. В Курник он вернулся только в 1920 году. В 1924 году, перед смертью бездетный Замойский передал все свое добро, в том числе и замок вместе с впечатляющей коллекцией произведений искусства, книг, и дендрологическим садом (Курницкий дендрарий) польскому народу. Пожертвованием управлял фонд «Zakłady Kórnickie». Во время Второй мировой войны коллекция в значительной части была разграблена. Фонд „Zakłady Kórnickie” был ликвидирован в 1953 году, а в 2001 был восстановлен в соответствии с законом.

Архитектура замка

Нынешний облик замка выполнен в стиле английской неоготики, одного из исторических стилей, популярных в XIX веке.

Главный вход в замок расположен с северной стороны. Отличительной особенностью является увенчание основного окна над входом аркой Тюдора. До межвоенного периода в замок можно было попасть через так называемый «бабинец», прихожую в форме барбакана, снесенный в 1925-1939 годы.

Западная сторона-это архитектурная терраса с видом на Курницкое озеро и «Зверинец».

На южной стороне преобладает индийская арка, выполненная, вероятно, по образцу Королевского Павильона в Брайтоне и мусульманской архитектуры Индии (арка в Курнике имеет явное сходство с аркой Тадж-Махала).

С восточной стороны над замком возвышается неоготическая башня, своим фасадом из красного кирпича контрастирующая с остальной частью замка, построена во время перестройки замка Титом Дзялынским.

При входе в замок находятся старинные флигеля и гараж для повозок.

irwhaszot0m

Интерьер

В настоящее время в замке находится музей с множеством уникальных экспонатов, в том числе мебель разных стилей и эпох, картины польских и европейских мастеров, скульптуры, коллекции монет, польские и восточные военные экспонаты, изделия декоративно-прикладного искусства из фарфора и серебра. Самым красивым интерьером резиденции является Мавританская Зала, по образцу Двора Львов в Альгамбре, первоначально служившая библиотекой, затем музеем. В ней до сегодняшнего дня выставляются национальные сувениры. В комнате под башней экспонируются также коллекции этнографии и естественной истории, привезенные Владиславом Замойским из Австралии и Океании.

rlsnuz6nqfw

Замок является также штаб-квартирой Курницкой библиотеки Польской Академии Наук, одной из крупнейших библиотек в Польше.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии