Jan_Matejko-Auto_portraitЯн Матейко 1838-1893 «Сердца, зажженные его страстью к родине, горят перед ним факелами…» — в этих словах И. Е. Репина нашли свое выражение весь пафос, вся глубинная основа творчества польского художника Яна Матейко. Матейко был и остается самым любимым, самым почитаемым живописцем польского народа. В трагические дни 1939 года, когда фашисты рвались к Варшаве, польские патриоты, рискуя жизнью, увозили из города драгоценные реликвии национальной культуры — полотна Матейко «Битва под Грюнвальдом» и «Прусская дань». На специальной платформе, запряженной лошадьми, огромные картины, навернутые на вал, довезли до Люблина и там укрыли в бетонированной яме. 2 млн. марок, а затем и 10 обещали гитлеровцы тому, кто сообщит о местонахождении этих произведений, но предателя не нашлось. Картины были извлечены из тайника только после освобождения Люблина. … Биографию Яна Матейко можно изложить в немногих строках: родился и умер в Кракове, учился на родине и за границей, но всегда возвращался в свой любимый город. Даже приглашение стать ректором Пражской академии художеств отверг. Не мыслил себя и своего творчества вне Польши. Им создано, по приблизительным подсчетам, около ста больших многофигурных картин, девяносто портретов, несколько тысяч рисунков и набросков. Его лучшие исторические полотна — «Проповедь Скарги», «Рейтан», «Битва под Грюнвальдом», «Поднятие колокола Сигизмунда», «Люблинская уния» и др.— будили национальное самосознание. Грандиозное полотно «Битва под Грюнвальдом», на котором изобразил последние мгновения исторического сражения, состоявшегося 15 июля 1410 года между войском крестоносцев и объединёнными польско-литовскими-русскими воинами, поражает воображение. Работа над произведением заняла три года. Варшавский банкир Давид Розенблюм купил его ещё до того, как оно была завершено, за 45 тысяч золотых. Grunwald_bitwa Из отдельных эпизодов складывается необычайно яркая картина битвы, которую Матейко видит как из «гущи событий». В центре холста он поместил летящего на лихом скакуне литовского князя Витовта. Фигуру Святого Станислава Матейко написал уже после окончания работы, когда прочитал легенду, записанную в «Хронике» Яна Длугоша. Слева, под ударами врага, падает великий магистр Ордена — Ульрих фон Юнгинген, поражённый копьём Святого Мауриция (символ королевской власти). На возвышении (справа) стоит король Владислав Ягелло, пристально наблюдающий за ходом битвы. У зрителя создаётся впечатление, что рыцари Тевтонского ордена не только отступают, но и пытаются выйти за пределы холста. Цвета в картине имеют также символическое значение, например ярко-красные одежды князя Витовта, подчёркивают образ вождя-победителя. Образы, созданные Матейко, прочно вошли в культуру польского и других народов. Тематика Битвы под Грюнвальдом, равно как и других шедевров Матейко, тесно связана с судьбами родной страны. Он обращается к событиям прошлого, которые возвеличивают и прославляют Польшу. Поэтому картины имеют грандиозные размеры, большое количество действующих лиц, панорамную композицию, где действие распадается на ряд эпизодов. Великий шедевр хранится в одном из залов Национального музея в Варшаве, и около него всегда многолюдно. lublin_union Еще одно величественное полотно Яна Матейка, «Люблинская уния»,  считается одним из лучших картин художника, который своим искусством в ХІХ в. многое сделал для подъема польского национального сознания. Картина «Люблинская уния», которая даже современного человека поражает величием и монументальностью, представляла политический союз Польши и Литвы как не рядовое событие. Такой Люблинскую унию воспринимает и большинство современных поляков. Ведь благодаря этой унии образовалось огромное государство Речь Посполитая, которое протянулось от Балтийского до Черного моря. Для творчества Матейко вообще характерны большие многофигурные композиции, где каждый персонаж наделен яркой индивидуальностью, глубокой психологической характеристикой. Художник тщательно прорабатывал фигуры не только переднего плана, но и те, которые отступали в глубь полотна. Илья Репин справедливо замечал: «…Матейко уж чересчур добросовестен, даже в ущерб себе. Масса подавляющего материала… даже мешает общему впечатлению…». Своеобразны, исполнены духовной красоты и эмоционального богатства портреты, написанные Матейко.StanczykЕще в раннюю пору творчества художник создал «Станьчика» — портрет-картину, в котором, придав свои черты легендарному шуту короля Сигизмунда Старого, показал человека, погруженного в тяжелые раздумья о судьбах родины. Одним из шедевров в этом жанре стал «Коперник». Мастеру удалось передать состояние великого ученого в момент постижения им истины. На позднем «Автопортрете» художника мы видим рано постаревшего человека с грустными мудрыми глазами и руками вечного труженика. Таким изобразил себя Матейко, как бы подытоживая свою не очень долгую жизнь. Ян Матейко много сделал для развития польской живописи. Долгие годы он возглавлял краковскую Школу изящных искусств, среди его учеников — выдающиеся польские мастера С. Выспяньский, Я. Мальчевский и другие.Jan_Matejko-Auto_portrait-e1416051722212   материалы с сайта: http://polonianovoros.ru